На белом катере к такой-то матери

В столкновении катера с набережной, пострадали двое: управлявший судном мужчина и пассажир, рассказали в пресс-службе ГУ МЧС по Петербургу. Водно-транспортные происшествия с участием маломерных судов случаются на Неве каждый год. В 2017 году в июле у Литейного моста катер протаранил более крупное судно. После столкновения катера и гидроцикла на Неве пострадала девушка.

По данным Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС) по Петербургу, сейчас на учете в городе состоит более 50 тысяч моторных лодок и катеров. Еще несколько десятков тысяч – не подлежат регистрации, поскольку имеют мощность мотора менее 10 лошадиных сил. Владельцы катеров охотно сами бороздят реки и каналы, катают друзей и подруг, а многие – активно зарабатывают.

Сезон ценой 2,5 млн рублей

Аренда катеров пользуется бешеным спросом в высокий сезон, говорят участники рынка. «К моему знакомому на Крестовском подошли туристы, когда он просто стоял на причале, и сами предложили 10 тысяч рублей за час прогулки, — говорит один из игроков рынка. — Вообще-то он не занимается арендой, но не смог отказаться».

Объем этого рынка предприниматели оценивают не менее чем в 400 млн рублей за сезон. По оценке товарищества «Петроход» в центре города постоянно работают около 150 игроков – как частных лиц, так и фирм – каждый из них зарабатывает за 100 дней навигации в среднем 2- 2,5 млн рублей. Фирмы, которые сдают моторные плавсредства для рыбалки или прогулок в Ленобласти зарабатывают за сезон меньше – около 900 тысяч рублей.

Аренда катера стоит от 5 до 11 тысяч рублей за час, средняя загрузка — 3-4 часа в день. Иногда, в хорошую погоду «ходовых» часов может быть 8-10, а в дождливый будний день ни одного. Большинство предпринимателей, предоставляющих катера в аренду, зачастую даже не имеют сайта или группы «ВКонтакте», а просто ловят туристов у причалов.

Хит этого сезона – аренда без капитана. В интернете комментарии об этой услуге почти все восторженные. «В выходные с девушкой катался на катере «Толстый», — пишет пользователь Владимир. — Успели проплыть весь Питер, зайти в каналы и обогнуть стадион «Петровский». Спасибо, все очень понравилось».

«Фонтанка» обратилась в один из пунктов проката и получила такие ответы на свои вопросы: «Никакие штрафы не угрожают, потому что суда под аренду маленькие, и документы на них не нужны. Если врежетесь, то придется оплатить ремонт. Страховок не предусмотрено. Если при аварии пострадают люди или чужое имущество, то будут проблемы с полицией. Но врезаться на воде во что-то случайно невозможно – только если вы специально неоправданно рискуете».

Правила водного движения

За соблюдением правил движения на водах следит Государственная инспекция маломерных судов (ГИМС) подведомственная МЧС. Права на управление катером или моторной лодкой с массой до 200 кг и мощностью до 10 лошадиных сил, действительно, не требуются. Поскольку это не плавательное средство, а спортивный инвентарь, как самокат или велосипед. Но участники не серого, а легального рынка речных перевозок уверены, что это правовая дыра: неподготовленные люди на катере в центре города представляют опасность.

Совладелец компании по прокату лодок и лодочных моторов Motor–rent Владимир Калинин рассказывает, что один из его клиентов на прошлой неделе тоже сказал, что хочет отправиться по каналам с девушкой, и Владимир отказал ему в аренде: «Я объяснил, что для этого нужно знать все знаки и правила, регулирующие движение на воде, где одностороннее, где запрещенные зоны. Этому люди учатся годами. В петербургском канале, в отличие от Финского залива, иногда невозможно разойтись с более крупным судном, не задев». Но конечно, теоретически и нас любой клиент может обмануть и пойти на арендованной лодке не на Вуоксу, а в центр города, — признает Калинин.

Его деловой партнер Роман Березин считает, что усложнять правила не нужно. «Получится бред. Например, вы решили с компанией арендовать лодку и доплыть до острова на Вуоксе, зачем вам права? Необходимость получать права в таком случае приведет только к большей коррупции», – рассуждает Роман. Но контроль за движением по рекам и каналам Петербурга, по его мнению, необходим.

Например, байдарочники и каякеры уже договорились с городом о правилах своего движения в центре. В 2017 году им полностью запретили плавать по Фонтанке, Мойке и каналам, но теперь владельцы байдарок добились разрешения выходить на воду в центре с 5 до 8 утра. Соответствующие поправки в постановление правительства города уже одобрены депутатами ЗакСа, и как ожидается, будут подписаны губернатором в течение 10-14 дней. Кроме того, на время мундиаля МЧС ввело запрет на движение в центре города гидроциклов.

Как с гуся вода

На вопрос о том, как обстоят дела с безопасностью на воде в центре города, петербургские судоводители единодушно отвечают: за ней практически никто не следит. «Если нет радиосвязи с другими участниками движения, то говорить о нормальном перемещении мы просто не имеем права, это небезопасно, — говорит Николай Предтеченский, учредитель теплоходного товарищества «Петроград». — На всех теплоходах стоит ГЛОНАСС, и если смотреть по этой системе, видно, что малые реки очень перегружены, особенно по выходным, и это без учета нелегалов, у которых ГЛОНАССа нет».

Предтеченский рассказывает, что накануне мундиаля на рынке резко возросло количество нелегалов. «Катер в аренду без прав в центре города — это безумие, — уверен Николай Предтеченский. — Но у ГИМСа не хватает ресурсов, чтобы следить за нарушителями. Я несколько дней назад видел, как девушка на водном мотоцикле удирала от двух катеров на Фонтанке. Она под Прачечный мост, сделав маневр, улетела в сторону яхт-клуба. Чем может кончиться такое лихачество, если кто-то из них врежется в «Метеор», примерно понятно».

Владимир Калинин добавляет, что множество участников водного движения не соблюдают самые элементарные правила безопасности – в катере должен быть спасательный жилет для каждого пассажира, скорость не может превышать 15 км в час, нельзя выходить на фарватер. Сами инспекторы ГИМС, по его мнению, якобы часто закрывают глаза на нарушения и более крупных участников движения. «Они знают, что на этом причале Вася, а тут Петя. И понимают, что туристов надо развлекать, дать порулить иногда, — сетует Калинин. — Я недавно видел объявление о вакансии капитана для крупного катера на 20 пассажиров, и там было написано «права будут преимуществом».

Права на продажу

Кстати, права на управление судном более крупным, чем моторная лодка, тоже приобрести не сложно. Десятки фирм предлагают оформить документы за 2 дня. В компании «Права-гимс» рассказали «Фонтанке», что стоимость документов старого образца на один район плавания и одну категорию плавсредства — от 12 тысяч рублей, за каждую дополнительную позицию придется доплатить 2 тысячи рублей. Права нового образца предлагаются за 25 тысяч рублей, опыта не требуется: только цветное фото на белом фоне и паспорт.

«Я именно так права и получал, — рассказал «Фонтанке» владелец одного мощного катера. — Подаешь документы, и хоть в тот же день сдаешь экстерном экзамен».

«Конечно, с крупными прогулочными судами такого не происходит. На речных трамваях и «метеорах» люди квалифицированные, без лицензии и прав туда не пустят, — уверен Илья Мельников, владелец компании «Ахтилахти», которая организовывает экскурсии на байдарках. — А что до катеров, честно говоря, мы на байдарках от греха подальше всегда ходили по центру рано утром, пока все эти чудики спят».

Владельцы Motor–rent уверены, что запрещать аренду моторных лодок без капитана полностью не стоит даже в центре города. «Проблема не в самой аренде, а в том, что нет территориальных ограничений, никто не знает и не соблюдает правила, — говорит Роман Березин. — Но если власти будут эти правила разрабатывать, не советуясь с бизнесом, они почти наверняка получатся невыполнимыми, и приведут к уходу в тень еще большего числа компаний. Пускай ГИМС разработает траекторию движения для катеров, ограничит время пребывания в центре, так же, как и для байдарок. Этого будет вполне достаточно, чтобы навести порядок».

Интересно, что в соседней Финляндии водительские права обязательны только для профессиональных судоводителей. Для маленьких катеров (меньше 5.5 метра в длину и с мотором мощностью не более 15 кВт) даже не требуется регистрация. Прогулочными яхтами длиной до 24 метров тоже можно управлять без всякой подготовки. Однако, появление на воде в состоянии алкогольно опьянения или без спасательного жилета строго запрещено. В 2017 году в инцидентах с лодками в Финляндии погибли 34 человека — это самый маленький показатель за всю историю страны.

После аварии 9 июня в ГУ МЧС России по Петербургу «Фонтанке» рассказали, что пока никаких мер усиления безопасности на воде вводить не планируют. Причины происшествия, добавили в ведомстве, пока не ясны, в них будет разбираться полиция, и уже после этого можно будет делать выводы.

Источник